Теоретическая секция ДХС

Секция

Все учащиеся ДХС "Искра" с первого года обучения посещают занятия сольфеджио. Этот предмет состоит из многих частей. На сольфеджио дети знакомятся с нотной грамотой, учатся петь по нотам, запоминают правила, учатся различать на слух музыкальную речь, писать музыкальные диктанты, записывать любимые мелодии. 

Музыкальный слух - это составная часть музыкальных способностей ребенка. Дети, поступающие в хоровую студию, в той или иной мере обладают музыкальным слухом. У кого-то он развит в большей степени, у кого-то в меньшей. В ходе обучения юного музыканта его слух будет совершенствоваться на всех предметах, однако, ведущую роль в этом процессе занимает сольфеджио, так как воспитание музыкального слуха - главная задача данного предмета.

 Н.А. Римский-Корсаков называл сольфеджио "гимнастикой слуха", а Р. Шуман подчеркивал: «Развитие слуха - это самое важное»

Уроки сольфеджио развивают также музыкальную память, воспитывают у учащихся чувство лада, ритма, дают специальные музыкальные знания, умения, навыки, без которых невозможно полноценное музыкальное образование. 

Наряду с другими занятиями они расширяют музыкальный кругозор, а также воспитывают такие качества как дисциплинированность, ответственность, собранность. Успешное освоение программы по сольфеджио помогает учащимся во всех других видах музыкальной деятельности: в познании музыки, пении, в игре на музыкальных инструментах, а также при продолжении музыкального образования. 

Без овладения предметом сольфеджио невозможно обучить грамотному хоровому исполнительству. Занятия по сольфеджио ведут в хоровой студии «Искра» педагоги с большим опытом работы: Раиса Анатольевна Имамеева, Мария Алексеевна Медяник, Мария Ивановна Семина, Елена Михайловна Кот. 

На четвертом году обучения в студии ребята начинают изучать новый предмет - музыкальная литература. От Баха и Генделя – до произведений наших дней, лучшие мировые шедевры русской и зарубежной музыки становятся знакомыми, любимыми и понятными. 

Предмет «Музыкальная литература» расширяет кругозор учащихся и их знания о музыке и искусстве в целом. Проходятся биографии композиторов и их основные сочинения . За четыре года учащиеся успевают познакомиться с основной проблематикой предмета, изучить многие стили, жанры и формы музыки. Учатся разбирать музыкальные произведения: слышать и понимать выразительность музыкальной речи, запоминать и узнавать на слух основные темы прослушанной музыки, а также – грамотно излагать впечатления и мысли о музыке, рассказывать о пройденных произведениях.

Предмет музыкальная литература ведет в студии Елена Алексеевна Шмелева.

В рамках предмета «Музыкальная литература» также проводятся ежегодные «музыкальные гостиные». Это тематические лекции- концерты с участием учеников и педагогов.

На этих концертах ребята знакомятся с творчеством разных композиторов: Э. Грига, Д.Шостаковича, А. Петрова, Й. Гайдна, С.Прокофьева.

Также выбираются и более обобщенные темы, позволяющие познакомиться с музыкой разных стран, жанров, эпох: «Сказка в музыке» (2013г.), «Из дальних странствий возвратясь» (2014), «Музыканты улыбаются» (2015 г.), «Звучала музыка с экрана» (2016)

Педагоги музыкально-теоретических дисциплин активно привлекают в своей работе щедрый потенциал информационных технологий. Внедрение их в музыкальное образование Детской хоровой студии «Искра» обеспечивает современный тип динамичной мультимедийной наглядности, новую технологию предъявления информации. Активное применение электронно-образовательных ресурсов осуществляется на предметах сольфеджио и музыкальная литература педагогами Р.А. Имамеевой и Е.А. Шмелевой. Они являются авторами значительного комплекса современных методических разработок, компьютерных презентаций, материалов электронного сопровождения занятий, творческих мероприятий. 

Практический опыт творческой модернизации музыкально-теоретического образования раскрывается педагогами Р.А. Имамеевой и Е.А. Шмелевой на городских мастер-классах, курсах повышения квалификации, в проведении открытых занятий, в выступлениях на международных конференциях и публикациях.

Учащиеся ДХС «Искра» ежегодно принимают участие в городском конкурсе по сольфеджио, а также во Всероссийских конкурсах по музыкальной литературе и олимпиадах по сольфеджио. Многие выпускники студии продолжают свое обучение в средних и высших музыкальных учебных заведениях.

Имамеева Р.А.

Всероссийская олимпиада по сольфеджио “VIVO SOLFEGGIO» (2016 )

Лауреаты II степени: Муштай Виктория, Сухарев Олег,

Лауреаты III степени: Цидаев Андрей, Пестерова Георгина, Макарова Александра.

Открытая Всероссийская олимпиада по сольфеджио (2014)

Лауреаты III степени: Морозов Степан, Манаков Игорь, Егорова Екатерина,

Городской конкурс по сольфеджио

Лауреаты III степени: Любецкая Анна (2013, 2014), Егорова Екатерина, Козлов Даниил (2015),Манакова Виктория (2017).

Семина М.И.

Городской конкурс по сольфеджио

Лауреаты III степени: Буланов Арсений (2013, 2014, 2015)

Лауреаты II степени: Иванова Анастасия (2015)

Лауреаты I степени: Кичов Андрей (2017)

Медяник М.А.

Всероссийская теоретическая олимпиада «Сольфеджиада» (2017)

Лауреаты I степени: Ларионова Галина, Васильева София,

Городской конкурс по сольфеджио

Лауреаты II степени: Ларионова Галина (2015)

Лауреаты III степени: Васильева Софья (2015)

Шмелева Е.А.

Всероссийский музыкальный фестиваль-конурс «Музыкальные диалоги»:

Музыкально-теоретическая игра « В поисках Бетховена» (2013)

Лауреаты I степени: команда - Пересторонин Валя, Лобова Даша, Серебряная Алиса.

 Музыкально-теоретическая игра «Фантазия на тему Чайковского» (2014)

Лауреаты I степени: команда – Егорова Катя, Зиновьева Аня, Иванова Настя, Кузнецова Лена, Шеметова Валя.

Музыкально-теоретическая игра «И.С.Бах: из прошлого в будущее…» (2015)

Лауреаты II степени: команда – Иванова Настя, Чупахина Алина, Шеметова Валя

 Всероссийская заочная теоретическая олимпиада «Музыкальная регата» (2017)

Лауреаты II степени: Карашевская Полина, Манакова Вика, Суханова Юля.

III Всероссийская олимпиада по музыкальной литературе «MUSICUS IUVENIS» (2016)

Дипломант: Кованова Лиза.